Программа "Память" предполагает обучение основам краеведения, в том числе истории края, района в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на базе школьного музея. Осуществляется участие детей в поисково-собирательной работе, исследовательской деятельности, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, конференций и других внеклассных мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Краеведческое направление обучающихся. Древнейшие следы человека. Каменный век. Расселение алан. Особенности развития культуры. Нашествие татаро-монголов. Город Маджар.
Понятие об историческом наследии. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Функции школьного музея.
Действия ликвидаторов ЧАЭС. Знакомство с историей ЧАЭС. Работа Станции. Авария – апрель 1986 года. Ликвидация аварии, последствия. Встречи с ликвидаторами аварии.
Организация школьного музея. Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Комплектование фондов школьного музея. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях и предметах музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
Фонды школьного музея. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Что нельзя хранить в школьном музее.
Учет и описание музейных предметов. Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Военная слава. Военные традиции. Жители родного села – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. Участники военных действий в Чечне. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Экспозиция школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Тексты в музейной экспозиции. Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Мемориальные акции.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является создание условий для развития творческих способностей обучающихся, формирования интереса к отечественной истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины через школьное и музейное движение, овладение навыками исследовательской деятельности.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- умение классифицировать материал музея по экспозициям и работать с документами;
- расширение общей грамотности воспитанников путём овладения основами гражданско-правовых знаний;
- развитие познавательных, творческих потребностей учащихся; содействие более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого;
- развитие социальной активности воспитанников;
- гражданский рост сознания личности обучаемого;
- повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
Предметные результаты:
- овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
Метапредметные результаты
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- принимать участие в научно-краеведческих конференциях, которые будут способствовать формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей, воспитывать патриотизм.
- принимать участие в мероприятиях района и города, посвящённых празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.