Профессиональный стандарт педагога – это документ, содержащий перечень профессиональных и личностных требований к трудящимся в сфере образования, действующий на всей территории РФ. Для администраций школ, садов, иных образовательных организаций профстандарты должны стать ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогических работников – возможностью повысить собственную ответственность. Работодатели обязаны применять их при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Профессиональные стандарты
С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.
Для кого этот стандарт?
Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей.
Для чего этот стандарт?
В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:
- изменения, ранее внесенные в ФЗ "Об образовании", а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
- утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
- несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».
Что изменилось?
- В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции.
- Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.
- Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
- педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
- педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
- педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:
- для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";
- для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
Новшества, связанные с цифровизацией
В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.
- Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
- общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
- общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе). - Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
- Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
- Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.
- Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).
Для педагога-психолога утвержден профстандарт Приказом Минтруда от 24 июля 2015 года № 514н. Его применяют работодатели с 1 января 2017 года.
Для педагога-дефектолога утвержден профстандарт Приказом Минтруда от 13 марта 2023 года № 136н.
Профессиональный стандарт "Педагог дефектолог"
С 1 сентября 2022 года начал действовать новый профстандарт педагога дополнительного образования. Добавили квалификационное требование для студентов. Трудовые функции и действия остались прежними.
Педагогов коснутся изменения только в части квалификации. Теперь, если у работника образование непедагогическое, но соответствует реализуемой программе, он может получить дополнительное профессиональное образование педагогической направленности. Ранее требовалось допрофобразование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Теперь можно принять студента на должность педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и преподавателя. Критерий отбора – студент должен успешно пройти промежуточную аттестацию минимум за два года обучения. При этом, он должен осваивать программы высшего образования по специальности или направлению подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ.
На должность педагога может быть принят человек без опыта работы: молодой специалист, учитель-предметник и т.п.
Для приема на должность старшего преподавателя по дополнительному образованию обязателен опыт от 2 лет.
Чтобы образовательный процесс проходил последовательно, целенаправленно и эффективно, стандарт требует наличия у педагога определенных личностных качеств. А именно, любовь к детям, толерантность, значительный творческий потенциал, высокий интеллектуальный уровень, хорошее чувство юмора, энергичность, инициативность.
29 января 2019 года вступил в силу приказ Минтруда России № 840 от 25 декабря 2018 года «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)».
Профстандартом определены две трудовые функции вожатого:
- Сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника.
- Оказание организационной поддержки обучающимся образовательной организации в создании, развитии и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника.
Согласно профстандарту:
- на должность вожатого могут быть приняты граждане, достигшие совершеннолетия и не имеющие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, и имеющие основное общее образование или среднее общее образование без предъявления требований к стажу работы;
- вожатые проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики, а также обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследований), внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Профстандвртом определены также знания и умения, которыми должен обладать вожатый.
В частности, вожатый должен знать:
- Международные акты о правах ребенка, законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность детских общественных объединений;
- основные направления деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в сфере воспитания детей и молодежи;
- локальные акты организации отдыха детей и их оздоровления, а также регламентирующие деятельность организации, на базе которой действует детский коллектив;
- основы планирования деятельности временного детского коллектива в соответствии с планом работы организации;
- технологии проведения игр, сборов и иных мероприятий в детском коллективе;
- возрастные особенности детей, возрастной подход в развитии детского коллектива.
Вожатый должен уметь:
- составлять план работы, в том числе ежедневный, деятельности детского коллектива;
- проводить под руководством педагогического работника игры, сборы и иные мероприятия в детском коллективе и анализировать результаты его деятельности;
- подбирать материалы для проведения игр, сборов и иных мероприятий;
- анализировать внешние факторы проведения мероприятия;
- находить, отбирать и представлять информацию о возможностях участия в конкурсах и проектах.
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года под № 10н.
Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» – модульный. Он определяет обобщенные трудовые функции 6 должностей:
- Социальный педагог;
- Старший вожатый;
- Воспитатель;
- Педагог-организатор;
- Педагог-библиотекарь;
- Тьютор.