Из книги «Кума здесь мягко катит волны», 2007г.
Воспоминания Родина Ю.Ф.
… А через дорогу от магазина стоит старое двухэтажное здание Левокумской средней школы № 1, в которой началась моя трудовая деятельность в августе1952 года. Нас тогда прибыл целый десант выпускников Пятигорского и Ставропольского пединститутов - учителя русского языка и литературы Юрий Фотиевич Родин, Борис Арсентьевич Слободенюк, Александра Ивановича Чуфистова, Антонина Ивановна Медведева (Гончарова), математики Мира Федоровна Кухаренко, Надежда Емельяновна Кочерга, Любовь Григорьевна Мамаева (Мирошниченко), учительница немецкого языка Клавдия Степановна Котлярова (Эрлих), историки Георгий Иванович Алябьев, Анна Александровна Золотарева, биолог Марта Викторовна Александровская, географ Татьяна Ивановна Рябцева, физик Наталья Федоровна Черная.
Нас радушно встретили наши старшие коллеги, с которыми я проработал в школе до конца апреля 1961 года. Это супруги Гавриил Семенович и Ольга Стефановна Гальченко, Григорий Иванович и Ольга Ивановна Коваль, Николай Алексеевич и Полина Николаевна Лезговко, Елизавета Васильевна Михайличенко, Александра Григорьевна Птах, Людмила Яковлевна Попова, Мария Ивановна Вдовенко, Иван Иванович Латышев, Николай Матвеевич Хватов, Валентин Захарович Головин, Вера Константиновна Демиденко(Очеретянова), Ксения Дмитриевна Захобина (Печенеговская), Анна Георгиевна Четверикова, Мария Ивановна Подорога.
Директорами школы были Мария Филипповна Миночкина, Иван Михайлович Мусатов, Ольга Стефановна Гальченко, Михаил Николаевич Атаманенко, Людмила Яковлевна Попова, Ясинов Василий Родионович, в последующие годы – Любовь Михайловна Тютюникова, Лидия Ивановна Дубинец, Людмила Моисеевна Муравлева, ныне Елена Александровна Шевченко. В нашей школе учились дети не только села Левокумского, но и Правокумского, Владимировки, Урожайного, Бургун-Маджар, поселков, колхозов «Заря» и «Левокумский», были ученики из села Николо-Александровского, пока в этих селах не открылись свои средние школы.
Из ближних сел – Правокумского, поселка- совхоза «Левокумский» (ныне Новокумский) ученики ежедневно ходили в школу из дому. А остальные жили по квартирам, а некоторые в школьном интернате. Это было большое каменное здание еще до революционной постройки и стояло рядом со школой по улице Дзержинского. Много лет оно служило добрым пристанищем для детей с периферии. Была здесь и однокомнатная квартира для учителей.
Увы! Время не пощадило и это добротное каменное здание. В начале 90-х годов прошлого века, в период общественного хаоса и неразберихи, как поется в песне «по камешкам, по кирпичикам» растащили кирпичный домик. Ориентир для того места, где был интернат, - стоящее рядом здание художественной школы.
В комплексе школьных зданий, кроме основного двухэтажного корпуса (там сейчас Дом детского творчества и начальные классы), были еще три здания – так называемые «белая» и «красная» школы и Дом пионеров( рядом с райисполкомом, позже из-за ветхости снесенный).
«Белая» школа называлась потому, что она была сложена из белого кирпича. Там были две классные комнаты, маленькая учительская и квартира для учителей. Позже здесь была школьная мастерская.Ныне, после переделки, в этом здании размещается районный историко – краеведческий музей. Кстати, входная дверь в музей с улицы – это и была и дверь в учительскую.
«Красная» школа была сложена из красного кирпича, отсюда ее и народное название. Здание тоже было дореволюционной постройки. Стояло напротив милиции через дорогу. В то время, когда я работал в школе, да и позже, до середины 90-х годов, здесь были две классные комнаты и зал многоцелевого назначения: для спортивных занятий, для проведения различных мероприятий - школьных вечеров, торжественных пионерских сборов и линеек, общешкольных родительских собраний и др.
…И все эти школьные помещения были перегружены (в классах сидело по 27-30 человек), занятия велись в две смены. А если учесть, что была еще и вечерняя школа, то можно представить, каким был напряженным труд учителя.
Я вспоминаю, как в 1953 году вызывает меня заведующая районо Елизавета Васильевна Михайличенко и говорит, что в связи с уходом в декрет учительницы русского языка и литературы семилетней школы поселка совхоза «Левокумский» Евдокии Ивановны Бокий районо направляет меня в эту школу на период декретного отпуска учительницы вести уроки в выпускном седьмом классе. Я попытался отказаться, ссылаясь на большую нагрузку в своей школе. Е. В. Михайличенко сказала, что меня будут ежедневно возить из села в совхоз и обратно, что с директорами нашей школы и семилетней решен вопрос о расписании моих уроков.
Директор совхоза Иван Порфирьевич Панкин распорядился выделить транспорт - одноконную тачанку (рессорку). Кучером был Федор Ильин, отец нынешнего директора ЗАО «Левокумское» Владимира Федоровича Ильина.
Поначалу все шло хорошо, ладно. Но со временем были такие ситуации с транспортом – то директор школы забыл напомнить кучеру, когда подать тачанку, то совхозное начальство куда-то послало ее со счетными работниками.
Короче, я из школы (сейчас уже того здания нет, оно было по соседству с нынешней администрацией поселка) с тетрадями ученическими через Распопов хутор напрямик по плодопитомнику шел в село в открытом поле и в полный голос выражал свои эмоции по адресу тех, кто меня подвел…
А часа через два – вторая смена. У меня здесь начинались уроки. Занятия заканчивались в 5-6 часов вечера. Час-полтора перерыв, и в семь часов вечера – уроки в вечерней школе. Бывали дни, когда они заканчивались в 9-10 часов вечера.
Школа называлась вечерняя школа, а ученики-то были все взрослые, работали на производстве. Понятное дело, не всегда подготовленными приходили на уроки. Выставляли всякие причины в оправдание. Уважительные причины, конечно, принимались во внимание, но требования к учащимся были жесткие: пришел учиться – учись, а не отсиживайся для отчета перед начальством.
Дело в том, что были две категории «вечерников». Одни по собственному желанию пошли продолжать обучение, которое в силу объективных обстоятельств не могли в свое время пойти в дневное время. Других повышать свой образовательный уровень обязывал военкомат или руководители учреждений и хозяйств.
А школа регулярно давала информацию руководителям об успеваемости и посещаемости занятий их подчиненными. О принятых мерах руководители ставили в известность школу.
Конечно же, стенами школы наша работа не ограничивалась. Скажу без преувеличения, что все учителя активно участвовали в общественных делах. Лекторы, агитаторы, руководители политкружков – учителя. Участники художественной самодеятельности – учителя. Это была основная идеологическая сила на селе. Тогда эти слова мало употребляли - «идеологический актив», - но именно учителя в первую очередь формировали духовный и нравственный облик человека. Оно и понятно: люди с образованием, молодые, энергичные. Этим они являли пример своим ученикам.
И не только этим. Вместе с учениками мы выезжали на поля колхоза имени Ворошилова (позже совхоз «Октябрьский») в Зурмату на уборку кукурузы (обламывали початки), причем это продолжалось неделями, «отрабатывали» наряды, бывали на ударниках по разбрасыванию удобрений на полях, а по субботам еще и на ударниках по скирдованию соломы (по разнарядке райисполкома), ездили в чабанские бригады на уборку репья из шерсти в колхоз имени Молотова (с 1957 года - « Путь к коммунизму», ныне ООО «Прогресс»), на уборку хлопка в холодные осенние дни, а в совхоз «Левокумский» весной выезжали всей школой на открывку виноградников (работы производились вручную, деревянными лопатами. Это не то, что сейчас воздуходувами открывают!, осенью – на уборку винограда. В селе участвовали во всех работах по благоустройству.
В общем, как говорится, скучать не приходилось. А вот что касается бытовых условий учителей в те годы, то они, мягко говоря, желали лучшего. Многие учителя жили на частных квартирах. Старожилы села, наверное, помнят два четырехквартирных саманных строения: одно во дворе райисполкома, другое – на углу улиц Калинина и Пролетарской (ныне дом № 165). На каждую квартиру приходилось по две комнаты – клетушки. И вот некоторые «счастливчики» обретались там долго-долго…
Фотографии и з архива Ю.Ф. Родина, авторские подписи сохранены